Бактериальный ожог плодовых культур. Новые методы лечения

Автор:
avtarasov
Раздел:
Uncategorized
Комментарии:
Комментариев нет

Бактериальный ожог в садах США

Ведь энтерококки, бактерии Erwiniaamylovora являются возбудителями  бактериального  ожога яблонь и груш в наших садах, когда из трещин в коре и плодах сочится не сок, а «белый гной», а псевдомонады (Pseudomonassyringae – сире́невый псевдомо́нас) – способствует этому, вызывают у растений обморожения, повреждения коры, плодов, корней и пятнистость листьев.

Начало усыхания веток

 

 

Типичный бактериальный ожог на груше.

Её убивают все. И мороз, и солнце, и сухой ветер, в почве буквально за считанные минуты её поедают другие бактерии, грибы и различные амёбы. Любой препарат при контакте с живой эрвинией – антибиотик, соли меди, цинка, кобальта, алюминия, железа, серебра, хлора и йода в считанные минуты делает её мёртвой, или блокирует её размножение.

 

Типичное для бактериального ожога выделение эксудата.

Если вы видите симптомы агонии дерева, когда сохнут большие ветки, когда отмирает кора по кругу у корня, когда из трещин в коре выделяется не прозрачный сок, а белая вязкая клейкая жидкость, значит – вы опоздали. Надо уметь лечить болезнь на ранних этапах, а ещё лучше заниматься профилактикой.

бактерия ERWINIA AMYLOVORA, при том не наша местная, а завезённая из тёплых районов США, именно оттуда распространившаяся по всему миру.

Кроме этого, в садах, где находили единичные симптомы бактериального ожога, в большей степени и чаще обнаруживались очаги с плодами с пятнами отмершей ткани с концентрическими кольцами подушечек конидиального спороношения возбудителя плодовой гнили семечковых гриба Moniliafructigena. На листьях, побегах и плодах растений были отмечены симптомы поражения возбудителем парши яблони грибом Venturiainaequalis в виде бархатистых оливково-оранжевых пятен.

На своих растениях вы обнаружите изогнутые в виде крючка усохшие молодые побеги, молочно-белый, буреющий на воздухе экссудат.

На побегах и цветоножках, усохшие цветки и мумифицированные плоды. Но помните, некоторые возбудители болезней растений также способны вызывать выделение экссудата. Однако, при поражении бактериями E. amylovora, в  отличие от возбудителя бактериального рака Pseudomanassyringae,  выделяется  мутный, а не прозрачный экссудат. Кроме того, древесина, поражённая бактериальным раком плодовых, становится чёрного, а не рыжего цвета как при поражении эрвинией.

Обязательно загляните в соседние молодые сады, именно в молодых садах, на растениях можно раньше всего обнаружить типичные симптомы поражения патогенными бактериями  E. amylovora: молочно-белый экссудат, буреющий на воздухе; усыхающие в виде пастушьего посоха побеги, а также мумифицированные плоды.

Если ещё садоводы не запутались, продолжу усложнять тему.

Учёные в последние годы пересмотрели своё отношение к грибковым заболеваниям плодовых.

А это классический цитоспороз

 

То же самое вы видите при монилиозе косточковых и бактериальном некрозе косточковых. Вначале на пестик попадает бактерия, затем присоединяется гриб монилии и мы видим усыхающие цветоножки. Лечить такие грибные болезни чистыми фунгицидами, например, известными препаратами Скор, Хорус, значит не получить эффекта.  Единый процесс, вызываемый совместно бактерией и грибом надо лечить фунгицидами на основе меди или цинка, а ещё лучше препаратами типа Фитолавин.

 

Бактериальный рак, вызванный Псевдомоной

Постепенно продвигаясь с запада на восток, с юга на север, эрвиния меняет свои гены и ферменты, приспосабливаясь к местному климату и местным конкурентам паразитам. Но основные ключевые способы своего существование она не меняет. И, только познав эти способы, определив пять основных ключиков, садовод может её победить.

Американка быстро размножается только при температуре выше 20 градусов и молниеносно увеличивает свою численность при температуре 25 градусов и выше. И любит высокую влажность. Надо садоводу такую погоду не прозевать, смотреть на прогноз и усилить обработку сада, если ожидаются тёплые дожди.

Притворяться тихоней – это первое свойство эрвинии.

Задача весной размножится с началом сокодвижения и просочится наружу. Если садовод прозевал в своём саду первые капли молочно-белого цвета – всё, через пару лет гибель саду обеспечена. Эти сладкие капли обязательно поедят мухи, пчёлы, осы, цикадки, медяницы, листоблошки, клопы и другие любители нектара.  Через неделю другую от появление этих первых капель начнется массовое цветение сада. Одна капля содержит миллион бактерий. Значит мухи и пчёлы могут заразить миллион пестиков.

Появились первые сладкие капли рядом с погибшей корой

 

Это второй главнейший секрет эрвинии. Из миллиона сделать миллион миллионов бактерий всего за неделю. Очень быстро. И эрвиния на это способна. Учёные обнаружили, что на пестике цветка, в сладкой слизи, во влажных условиях, если температура выше 20 градусов эрвиния делится каждые 20 минут, её численность нарастает в геометрической прогрессии. И за несколько дней из одной капли гноя, просочившегося из единственной трещины, в саду, на площади 1 сотка вырастает 1000000000000 бактерий эрвинии, злых, голодных, агрессивных.

Эти гены и способствуют её распространению всё дальше по садам и территориям.

А теперь внимание! Четвёртая особенность эрвинии. В тёплую влажную погоду она способна размножаться в каплях воды. Миллионы миллионов капсул спящей эрвинии за считанные дни благоприятной погоды превращаются в миллиарды миллиардов. Ни одна цикадка, ни одна тля или плодожорка не останется без инфекции, если на неё попадет такая капля. И все они пойдут на молодые отрастающие весной побеги подкормиться соком и через тонкую нежную весеннюю кору помогут эрвинии проникнуть в сосуды. Даже ползающие по молодым приростам муравьи будут переносить эрвинию в тёплое влажное дождливое лето. Сильный ветер хлещет ветку об ветку и вызывает ранки, так же град, садовод с секатором в это время – всё способствует проникновению огромных масс бактерий в сосуды.

Типичный молочно-белый экссудат

Июнь–июль всегда тёплый и влажный. Эрвиния начинает вторую волну размножения в сосудах тонких молодых побегов.

В некоторых садах, особенно на севере именно псевдомона способна вызывать кристаллизацию воды в коре даже при небольших заморозках и приводить к трещинам на коре. За это эрвиния очень любит псевдомону и дружит с ней.

Садовод видит молниеносную вспышку, по-научному – эпифитотию парши на листьях, монилиоза на плодах и цветах (засыхание соцветий и плодовых веточек), вспышку цитоспороза с кольцевыми поражениями коры и борется только с грибами, или видит эпифитотию бактериального ожога, и борется с эрвинией. Но на самом деле это всегда симбиоз местных грибов и залётных бактерий.

Начало бактериального ожога на молодых побегах.

 

Поэтому современные органические фунгициды в чистом виде подавляя грибы (включая сапрофиты и симбионты) усиливают бактерию, а антибиотики подавляя бактерии (включая полезные симбионтные)  усиливают развитие грибов.

Вот мы и подошли к главному принципу лечения болезней сада. Всё как в медицине. Вначале надо убить вредные бактерии и грибы, используя комплекс комбинированных фунгицидов и антибиотиков, а затем заселить сад полезной микрофлорой.

Узнав о ключиках, о секретах эрвинии, будем бороться с ней последовательно, по уму.

Это крупные садоводческие предприятия могут применять только разрешённые промышленные пестициды и антибиотики строго по схемам. А мы в своём саду, спасая своё любимое деревце от эрвинии, залетевшей к нам с колхозного сада имеем моральное право использовать «любые запрещённые приёмы» для борьбы с иностранной террористкой, проникшей на нашу территорию.

Почему эрвиния возникла и обзавелась смертельными генами на юге США? Потому что там на больших площадях промышленные сады. Тысячи односортовых промышленных посадок привиты на клоновые подвои. Клоновые подвои – это обязательно вирусы и не один, а вся группа вирусов поражающих яблони и груши.

Вирусы – это всегда начало ослабления иммунитета дерева. На этом фоне, при отсутствии естественных защищающих растение грибов и бактерий, которые убиваются пестицидами и минеральными удобрениями при любой интенсивной технологии, обязательно сапрофиты мутируют и становятся паразитами растений. После вирусов растение поражается псевдомонадами, затем грибами и обязательно появляется эрвиния – мутант, с особыми ферментами, способными за один сезон убить растение.

Лечение

В округе появилась эрвиния американка, у вас в прошлом году несколько веточек на грушах почернело. С чего начинать?

Ключевое звено – это две недели весны, от сокодвижения до цветения.

Поищите на своих деревьях, нет ли трещин на коре, откуда сочится сок, и не сочится ли белый вязкий эксудат. Зачистите трещину от грубой коры и наложите повязку с антисептиком. Я в век суперэффективных антибиотиков не советую применять для лечения препараты меди и другие дезинфицирующие вещества из прошлого и позапрошлого века.

Растворите таблетку Офлоксацина в литре воды, смочите кусок марли, приложите на очищенную рану, накройте полоской стрейч плёнки, и чем ни будь эту плёнку закрепите. Медный купорос остановит развитие эрвинии, но её не убьёт. Офлоксацин более сильный бактерицид для всей группы грамм отрицательных бактерий, проникнет глубоко в ткани и убьёт практически всю инфекцию.

Можно не позже, чем за 10 дней до цветения опрыскать всё дерево Офлоксацином, две таблетки на ведро. Можно опрыскать хотя бы препаратами меди или цинка, хлорокисью меди или цинебом. Но качественным. И забудьте о старинной бордосской жидкости  или медном купоросе, они очень токсичны для растения. Хлорокись меди в десятки раз эффективней и менее токсична для тканей дерева. Жаль она не проникает в ткани дерева на большую глубину, но инфекцию сверху подавит, мухи и пчёлы на своих лапках её носить не будут.

Набухли бутоны, осталось пару дней до массового цветения. Надо лечить не дерево, а обработать антибиотиком пчёл и мух.

Стандарт – это опрыскивать дерево антибиотиком, начиная именно с этого времени. Во всём мире применяют Стрептомицин в смеси с Тетрациклином. Или более современный Касугамицин. У нас не хуже Фитолавин. Добавка тетрациклина нужна, так как он на 100% предотвращает выработку устойчивости эрвинии к стрептомицину.

Тетрациклин и стрептомицин применяют в промышленных садах, потому что они очень дёшевы. Легко наладить их производство. Но современные медицинские антибиотики, конечно, более эффективны. Стрептомицин разрушается за несколько дней и плохо проникает в ткани дерева. В сосуды не попадает.

Я бы посоветовал использовать Ампициллин. В ткань растения проникнет глубоко, для пчёл абсолютно не токсичен, на дереве держится дольше, флакон 1 грамм на ведро.

Но есть маленький секрет, я его вычитал в монографиях учёных, лечивших бактериозы деревьев ещё в 60 годы. Они пенициллиновыми антибиотиками опрыскивали деревья за несколько дней до цветения. Добавляли на ведро стакан сахара и ложку мёда вместо синтетического прилипателя. Пчёлы и мухи при избытке такой подкормки полностью отказывались от «гноя» выделяемого эрвинией, а питались только  сахарно-медовым сиропом с пенициллином. Даже случайные бактерии эрвинии попадая на пчелу перепачканную антибиотиком быстро гибли. Перенос эрвинии на пестик распустившихся цветов не происходил. Эрвиния в период цветения не смогла увеличивать свою численность в миллионы раз, эпидемический процесс прерывался в самом начале.

Попробуйте так сделать пару раз, до цветения и в самом начале цветения, у вас получится. Затем с промежутком 3-5 дней дважды опрыскайте цветущий и отцветающий сад фитолавином (стрептомицином), желательно в конце цветения не забыть добавить препарат против грибов, лучше всего скор в смеси с фитолавином. Они хорошо сочетаются. А ещё через пару недель, в период отрастания побегов можно применить комбинированный контактно-системный фунгицид содержащий хлор окись меди, ещё лучше  цинеб. Препаратом выбора могут быть – Ридомил Голд или Акробат.

Середина лета, отрастают нежные побеги, как бы мы не боролись с эрвинией в период цветения, отдельные пестики, невидимые нашему глазу, могли быть заражены. Поэтому, как только наступает сезон тёплых дождей надо опрыскать сад препаратами надёжно убивающими эрвинию. Препараты меди или йода или серебра, конечно, заблокируют для эрвинии небольшие трещины на коре, но надёжней применить антибиотики системного действия.

Фитоловин  на 80%снизит поражение молодых веток в это время. Но если вы обработаете сад ампицилином и офлоксацином, или вместе или с перерывом в неделю, то они великолепно всосутся через листья и смогут убить эрвинию даже попавшую с сосуды растения.

Двух–трёх таких обработок для профилактики и для лечения лёгких поражений более чем достаточно. Если растение заболело тяжело, вы заметили болезнь, когда стали усыхать большие ветки и из ран на коре стал сочится белый экссудат, спасти растение можно только капельницами антибиотиков. Реанимация больных деревьев.

 

 

Я бы посоветовал на молодых деревьях использовать ещё один приём. Обрывать первые 2 года все цветочные почки, не допуская цветения и размножения паразитов на пестике.

А корень в период начала сокодвижения пролить препаратом Превикур Энерджи. Он содержит фосэтил алюминия. Это единственный препарат, который из корней быстро по сосудам доходит до самой верхушки, фосэтил повышает иммунитет растения, который подавили грибы и бактерии, и блокирует размножение паразитов изнутри. Эффект получается чудодейственным.

Осень. Эрвиния перестаёт размножаться, превращается в капсулы. В этот момент антибиотики её не достают. Эрвиния надеется, что садовод допустит ошибки, растение в зиму уйдёт ослабленным грибами и вирусами, перекормленным азотом, и в неблагоприятную зиму с морозами, чередующимися с оттепелями на коре появятся морозобоины и трещины. Это лучшее, о чём может мечтать эрвиния для своего размножения.

В помощь ей и псевдомона, она скапливается в развилках деревьев, отходящих под острым углом, и выделяет токсин, снижающий морозостойкость дерева. Поэтому предзимняя обработка дерева препаратами меди или цинка эрвинию не достанет, а псевдомону погубит.

 

На испытание великолепные препараты Бионур и Тиофер, содержащий тиобацилы.

. Если эти бациллы нанести на растение, то они стимулируют выработку растением антифризных белков. То есть препарат Бионур великолепный антидот против токсинов пседомонад, и зимой растения, обработанные тиобацилами, лучше противостоит температурным стрессам, морозобоины не возникают. Да и сами эти древние бациллы не по зубам современным паразитам, они подкисляют среду, что вызывает гибель бактерий паразитов.

Я советую испытать тиобацилы в ваших садах как для защиты от весенних заморозков, так и для защиты от зимних стрессов.

Я всегда после применения фунгицидов или антибиотиков в своем саду, как только заканчивается их действие, через 3-5 дней опрыскиваю сад качественным АКЧ. На эту тему у меня десятки статей. Миллионы симбионтнных для растения грибов и бактерий, размноженных в АКЧ, защитят листья и кору от вторжения патогенных бактерий и грибов.

Но есть и другие препараты для профилактики бактериозов. Назову доступные и эффективные.

На основе разных штаммов сенной палочки есть: Фитоспорин (Bacillussubtilis, штамм 26 Д), Алирин (Bacillussubtilis, штамм В-10 ВИЗР), Бактофит (Bacillussubtilis, штамм ИПМ 215), Гамаир (Bacillussubtilis, штамм М-22 ВИЗР).

На основе бактерий рода Pseudomonas применяется ряд препаратов: Псевдобактерин (Pseudomonasaureofaciens, штамм BS 1393), Елена (Pseudomonasaureofaciens, штамм ИБ51), Планриз (Pseudomonasfluorescens, штамм АР-33), Бинорам (Pseudomonasfluorescens, штаммы 7Г, 7Г2К, 17-2).

На основе бактерий Streptomyceslavendulae, штамм 696 выпускается препарат-антибиотик фитобактериомицин (Фитолавин).

Поли-бета-гидроксимасляная кислота, – биополимер из почвенных бактерий Bacillus megaterium и Pseudomonasaureofaciens. Её содержит препарат Альбит, она усиливает иммунитет растений, их естественную способность сопротивляться заболеваниям.

Недавно в продаже  появились высокоэффективные микробиологические препараты нового поколения СТИМИКС ФИТОСТИМ и ФИТОСТИМ

Author: avtarasov

Добавить комментарий